Каждый из этих

пяти архитекторов —

специалист

в своей отрасли

градостроительства.

Но все стремятся

к одной общей цели:

к тому, чтобы города

стали более

благоустроенными.

У АРХИТЕКТОРА-ГРАДОСТРОИТЕЛЯ Дж. Холмса Перкинса есть в жизни определенная цель — создать в городах «просторные места». «Чтобы сделать город пригодным для жизни, — говорит он, — необходимо возвратить ему открытые пространства и, по примеру наших дедов, разбить в нем парки и скверы». В качестве председателя городской комиссии по благоустройству Филадельфии (Пенсильвания) — города, который бестолковостью своей планировки всегда приводил архитекторов в ужас, — Перкинс для решения проблемы впервые разработал новую систему «комплексного зонирования» и получил поддержку городских властей. По новой системе строитель получает разрешение на постройку многоэтажных зданий в том случае, если обязуется оставить вокруг сооружения открытую площадь, не застроенную доходными домами. Перкинс считает, что только таким путем возможно вновь обеспечить разросшиеся города открытыми пространствами и сделать «жизнь пешехода приятной». «Кроме того, — добавляет он, — такое разуплотнение обеспечивает строителю больше свободы при сооружении благоустроенных и ценных в архитектурном отношении зданий». Перкинсу, уроженцу Новой Англии, идет пятьдесят седьмой год. В Филадельфию он приехал девять лет тому назад из Гарвардского университета, где преподавал на отделении местного градостроительства. Перкинс был приглашен Пенсильванским университетом в качестве декана факультета изящных искусств и руководителя архитектурного 

отделения этого факультета. Вскоре он занял пост директора Филадельфийской ассоциации жилищного строительства и председателя комиссии по планировке города. В университете Перкинс основал факультет городской планировки и сыграл важную роль в создании Института изучения градостроительства — научно-исследовательской организации с годовым бюджетом в 200 тысяч долларов. Стремясь повысить архитектурно-художественный уровень строительства в Филадельфии, Перкинс старается привлечь в город молодых архитекторов. Его мечта — создать новый стиль городской архитектуры, «дающий возможность рассматривать здания как объемные скульптурные произведения, окруженные открытым пространством».

АРХИТЕКТОР ШТАТА МИННЕСОТА Альфред Дж. Нельсон широко развернул крупнейшую в истории штата программу строительства с общей сметой в 80 миллионов долларов. Пять лет назад, несмотря на острую нужду в новых зданиях, осуществление программы шло крайне вяло. Налогоплательщики противились расходованию денег на штатное строительство; архитекторы не желали работать для штата из-за бесконечной волокиты; законодательная власть штата неохотно ассигновывала* деньги на строительные работы, сомневаясь в наличии четкого руководства. Тридцатисемилетнему Нельсону, занявшему

должность архитектора штата Миннесоты четыре года назад, удалось в корне изменить положение вещей.

Вся беда была в том, что в Миннесоте, как и во многих других штатах, строительство велось без всякого плана. Штат выстроил двести с лишним зданий, но работы протекали случайно, наудачу, без учета существующих нужд и без перспективного планирования. Только в 1955 году была наконец разработана десятилетняя программа строительных работ, предусматривающая постройку электростанций, больниц, правительственных зданий и складов. Огромный труд по проведению в жизнь этой огромной программы был поручен Нельсону.

На сегодняшний день стоимость воздвигнутых сооружений равняется 20 миллионам долларов. Частные строительные фирмы всеми силами стремятся работать для штата, зная, что будут иметь дело с Нельсоном — компетентным специалистом, на советы которого всецело полагается законодательное собрание штата, нимало нс сомневаясь в его способностях.

Постороннего наблюдателя могут поразить успехи Нельсона. Но сам он, заглядывая в будущее, говорит: «Мы еще только начинаем».

СПЕЦИАЛИСТУ ПО САДОВО-ПАРКОВОМУ планированию Томасу Д. Черчу мы обязаны, вероятно, больше, чем кому-либо другому тем, что озеленение стало органической частью планового градостроительства. Порвав с традиционными чисто декоративными парками и скверами, Черч подходит к проблеме озеленения по-своему. Он создаст зеленые зоны, которые, радуя глаз, служат и практическим целям, то есть, нуждаясь лишь в сравнительно небольшом уходе, они в то же время являются как бы частью жилого пространства города.

Пятидесятивосьмилетний Черч проводит в жизнь свои принципы на всей территории Соединенных Штатов. К числу наиболее важных проектов, в которых он принимал участие, относятся: микрорайон около Сан-Франциско, Стэнфордский университет в Пало-Алто (Калифорния), многоквартирные дома в Вашингтоне и Технический центр фирмы «Дженсрал моторс» в Детройте. Черч получил целый ряд наград, в том числе Медаль изящных искусств Американского института архитекторов.

Приветливый, трудолюбивый человек, который почти всегда носит в заднем кармане брюк ножницы для обрезания веток, Черч сделался садовым строителем благодаря счастливой случайности. Поначалу он, следуя установившейся в его семье традиции, поступил на юридический факультет Калифорнийского университета. 

Однажды он решил прослушать «легкий» курс планировки садов и парков и вскоре понял, что нашел свое призвание. После дальнейшего обучения в Гарвардском университете Черч получил стипендию, предусматривающую поездку за границу для изучения постановки садоводства в Италии, Франции и Испании. В 1932 году он поселился в Калифорнии и занялся преподаванием и работой по специальности. Его книга «Сады служат людям» принадлежит к числу наиболее ходких в данной области.

Черч живет с женой и детьми в Сан-Франциско в доме стиля эпохи королевы Виктории с живописным и уютным садом. Он не разделяет взглядов пессимистов, считающих, что рост индустриализации обрекает на гибель сады и парки Соединенных Штатов, а указывает на то, что огромные промышленные предприятия, передвигающиеся сейчас в пригороды, окружают себя новыми зелеными поясами, благодаря чему индустриальный ландшафт наших дней коренным образом отличается от того, что подразумевалось под этим понятием в прошлом. Радует Черча также озабоченное внимание, с которым общественность присматривается к бурному росту городов — что, по его мнению, говорит о зрелости общественного сознания, о понимании роли природных богатств и может в будущем привести «к новой стадии развития американской архитектуры».

СПЕЦИАЛИСТ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДОВ, архитектор Сесиль Александер стремится разрешить вопрос, с которым многие его коллеги вообще не хотят иметь ничего общего. Речь идет о гигантской реконструкции городов — задаче, связанной со сносом всех домов в обветшалых районах, с застройкой этих районов новыми зданиями и с разработкой единого плана будущего роста. В родной Атланте (Джорджия) архитектор Сесиль Александер возглавляет комитет

по благоустройству и реконструкции города.

Приступив к исполнению своих обязанностей, Александер первым делом расширил комитет с девяти членов до девяноста, включив в его состав тридцать видных деятелей — представителей негритянского населения Атланты. Далее он установил тесный контакт с местной печатью и добился, чтобы население Атланты было в курсе проводимых мероприятий но реконструкции и отдавало себе отчет в их важности.

Александер так занят работой в комитете, что у него почти не остается времени для частных клиентов и даже для семьи. Этим, вероятно, и объясняется то, что жена   архитектора стала его секретарем по всем делам, касающимся переустройства города. Сам он никогда не жалуется на свою загруженность, считая, что современные архитекторы «играют слишком пассивную роль в выработке принципиальных решений по многим вопросам, имеющим прямое отношение к их профессии».

СПЕЦИАЛИСТ ПО ПЛАНИРОВКЕ крупных новостроек Йо Минг Пей, уроженец Кантона, выдвинулся в первые ряды талантливых американских архитекторов. Он горячо верит в идею обновления городов и считает, что она несет с собой «великую надежду для архитектуры и планировки». Эта вера привела его в 1948 году к сотрудничеству с Уилльямом Зекендорфом, организатором и руководителем огромных строительных работ во всех частях страны. Худощавый, любящий держаться в тени Пей убежден, что организации, подобные зекендорфской, сыграют огромную роль в будущей реконструкции городов; он отмечает, что сейчас 90 процентов работ по переустройству городов ведется такими людьми, как Уилльям Зекендорф.

Зекендорф в свою очередь с большой похвалой отзывается о 43-летнем архитекторе: «В настоящее время Пей один из ведущих специалистов по планировке крупных новостроек. Исключительная конструкторская изобретательность и прекрасный вкус сочетаются в нем с пониманием экономических требований». Другим доказательством высокого мнения Зекендорфа служит тот факт, что от него Пей получает 85 процентов всех своих заказов.

Еще будучи преподавателем Гарвардского университета, Пей начал свое сотрудничество с Зекендорфом. Вероятно, он вернулся бы к педагогической деятельности, если бы не был убежден, что на предпринимателях, архитекторах и градостроителях лежит теперь новая ответственность. «Сейчас намечается переход к сверх крупному строительству,—говорит он,—т. е. такому строительству, при котором будет воздвигаться нс здание за зданием, а квартал за кварталом».