«Кто бы ни был творец Вселенной — Бог, природа или кто другой,— вы, работая с микроскопом, особенно ясно и глубоко постигаете его величие»,— говорит уроженец России Роман Вишняк, известный фотограф мира микроорганизмов и насекомых, «Разглядывая в микроскоп предметы, созданные руками человека, невольно поражаешься, до чего они грубы, топорны, асимметричны, — продолжает ученый, — но даже самый крохотный, сотворенный природой организм пленяет своей красотой», Роман Вишняк отличается многосторонностью (он работает в области зоологии, медицины и оптики), удивительным терпением и огромной выносливостью. В первую очередь он известен своим преклонением перед всем живущим. «Рассматривая мертвые клетки даже в самый сильный микроскоп, невозможно почерпнуть ничего нового», — утверждает Вишняк и потому фотографирует только живые организмы, «Нельзя же во имя антропологии убить человека, взять срезы его ткани и, подкрасив их в различные цвета, поместить под микроскоп». С неприязнью относится Вишняк и к покровным стеклам, считая, что такая техника не годится для живых существ, «Кладя живые организмы под стекло и сдавливая их, вы лишаете их души», — говорит он.

Стараясь изучить маленьких обитателей суши и воды в естественных условиях, Вишняк как бы сливается с окружающей природой: терпеливо лежит в лесу, ожидая появления насекомых, часами сидит на берегу моря, обдумывая, как лучше сфотографировать морских ежей. Собрав нужные образцы, он везет их в свою нью-йоркскую лабораторию, где его ждет верная помощница — жена. Замечательные работы Вишняка заставляют многих ученых обращаться к нему за помощью, и фотограф снимает их особо ответственные опыты. Даже в художественных галереях выставлены образцы его работ.

Совершенно оригинальный метод цветной микрофотографии, с помощью которого сделаны помещенные здесь снимки, — только одно из многих достижений Вишняка. Метод этот, называемый колоризацией, использует разноцветный поляризованный свет, преломленный мягкой кристаллической структурой живой ткани. В результате световые волны различной длины позволяют ученому наблюдать жизнь малых организмов с небывалой до сих пор тщательностью.

ВОДЯНАЯ БЛОХА, увеличенная в 4O раз. Поляризованный свет позволяет рассматривать мелкие детали: глаз (черное пятно), кишечный канал (темная полоса), мышечные органы для плаванья (желтый и голубой выступы).

ЖВАЛО ЖУКА, увеличенное в 90 раз. Па фотографии видны слои мышечных волокон (зеленые, оранжевые и желтые места), тончайшие волосики и высокочувствительные волокна, которыми насекомое распознает вкус пищи.

МЕЛКИЙ УГОРЬ, заснятый в поляризованном свете. Ею глаза и тело — красноватые, кожа — прозрачная синяя; внизу виден ряд беловатых позвонков и голубые мышцы. Кровь в жабрах красновато-коричневого цвета.

ГОЛОВА ЛИЧИНКИ ПЛАВУНЦА походит на мозаику. Сквозь твердый внешний покров просвечивают разноцветные мышцы и мягкая ткань. Двумя средними жвалами личинка впрыскивает ферменты, растворяющие тело жертвы.

ЛИЧИНКА СТРЕКОЗЫ под действием колоризации поражает пестрой раскраской. Сегменты ее брюшка кажутся оранжевыми, пучки мышечных волокон — зелеными. При обычном освещении личинка бесцветная и прозрачная.

ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ полупрозрачен в поляризованном свете: её мышечные волокна — зеленые, голубые и желтые, пищевод — коричневатый, пять сердец — красные, наполненный землей длинный кишечный канал — черный.

Здесь Вишняк показал вибрацию крыльев комара, производящих знакомое всем жужжание. В полете комар вытягивает хоботок. Часто приходится ждать часами, пока не удастся создать подобный снимок.

Успеху Вишняка в большой мере содействует его умение приспосабливаться к изучаемым существам, которым он позволяет летать и плавать во всех направлениях, даже за пределы поля зрения аппарата. Для более детального изучения фотограф пытается проникнуть в наблюдаемый микромир. Вишняк ночи напролет сидит у микроскопа, внимательно наблюдая и изучая все. «Смотрю и смотрю я на эти крохотные существа, в малюсеньких тельцах которых теплится жизнь. Затем перевожу глаза в темноту и мысленно переношусь к далеким звездам, мерцающим на расстоянии миллионов световых лет. И все же маленькие организмы и далекие звезды — один и тот же мир, полный еще не разгаданных тайн. Живя в таком мире, как-то стыдно отрываться от работы и идти спать».

Вишняк по праву гордится своими успехами, достигнутыми с помощью микроскопов и фотокамер, и в то же время смиренно склоняется перед величественной сложностью природы. Совместно с одним из ведущих энтомологов Вишняк создал серию фотоснимков, показывающих насекомых в полете. Никогда еще человеку не удавалось видеть полет насекомых так отчетливо, как на этих снимках, И все же, закончив работу, фотограф печально воскликнул: «Мы лишний раз убедились, что по сути ничего не знаем. Насекомые летают вот уже 240 миллионов лет, и, конечно, не двоим ученым за день раскрыть все их тайны».

Что бы Вишняк не запечатлевал на пленку — амеб, насекомых, рыб — он возвращает их в родную стихию, на знакомые луга и поля, в родные пруды и подводные пещеры. «Имею ли я право не возвращать их в родные места? Конечно нет, ведь я тогда нарушу их семейную жизнь, а это почти что преступление, Я совсем не шучу. Как ни мал простейший организм, из этого отнюдь не следует, что он существо совершенно бесправное».

Необычная серия фотографии, воспроизводящих полет различным насекомых, включает снимки одного из видов крайне выносливых песочных ос, которые парализуют, цикад. У этих ос передние и задние крылья скреплены, шипами, придающими насекомому особую силу при подъеме и в полёте (ноша может превосходишь собственный вес осы). При каждом взмахе крылья вибрируют (вверху слева), затем, опускаясь, расправляются (вверху справа) и, наконец, с подъемом опять начинают вибрировать (внизу).

Справа: На фото, снятом при обыкновенном свете, выступают контуры членика лапки таракана: кроме желтого света лампы микроскопа, других красок не видно. Вверху: На снимке того же членика, который снят в поляризованном свете, пропущенном через специальную систему линз, появились различно окрашенные слои мускулов. Когда мышечные волокна начинают сокращаться, их окраска меняется.