Американская средняя школа старается привить своим воспитанникам навыки исследовательской работы, и потому школьники получают самостоятельные задания. Эти ученические работы становятся за последние годы все более серьезными. С присущей им любознательностью, усиленной стремительным прогрессом современной науки, подростки прорабатывают выбранные темы с методичностью зрелых исследователей. Но работа 16-летней Патриции Лоури, ученицы десятого класса средней школы в Уэйне (Нью-Джерси), выделяется даже на этом фоне.

Патриция решила инкубировать оплодотворенные куриные яйца и проследить за развитием зародышей. Она погрузилась в книги по эмбриологии кур и советовалась со специалистом, работавшим на ближайшей инкубаторной станции. 

Обсудив план работы с преподавателем, она приступила к делу у себя в подвале и превратила в инкубатор проявительный бак, принадлежавший ее отцу фотолюбителю. Патриция уложила в импровизированный инкубатор две дюжины яиц, каждые несколько дней вскрывала одно из них и изучала происходящий в нем процесс. Затем она делала цветные снимки яиц — чему ее научил отец — и погружала зародыши в формалин.

В результате проведенной работы Патриция получила высшую отметку по биологии и стала счастливой обладательницей семи здоровых цыплят и замечательных снимков. Некоторые снимки воспроизведены на следующих страницах, с выдержками из составленного Патрицией отчета о работе.

Конспект Патриции, озаглавленный «План моей работы на этот год» и написанный четким ученическим почерком, занимает одну страницу. К представленному учителю плану Патриции приложила рисунки, заимствованные из статьи в научном журнале. Под ними подписи: «Свежее яйцо в разрезе» и «Четырехдневный зародыш, видимый сквозь скорлупу».

ТАК ВЫГЛЯДИТ ШЕСТИДНЕВНЫЙ ЗАРОДЫШ ЧЕРЕЗ ДЫРУ В СКОРЛУПЕ.

СЕМИДНЕВНЫЙ ЗАРОДЫШ И АМНИОН ЛЕЖАТ В БАННЕ С ФОРМАЛИНОМ.

Вскрыла второе яйцо (фото вверху), — писала Патриция в своем отчете,— и, начав его изучать, заметила, что зародыш явно увеличился и что желточные сосуды занимают большее пространство. Желточные сосуды — это кровеносные сосуды, по которым развивающемуся эмбриону доставляются питательные вещества. На седьмой день, осматривая лежавший в банке с формалином зародыш (фото внизу), я сумела различить амнион (защитную оболочку, в которую он заключен), глаза, крылья и ножки.

ДЕВЯТИДНЕВНЫЙ ЗАРОДЫШ С ПИТАЮЩИМ ЕГО ЖЕЛТОЧНЫМ МЕШКОМ.

У ЗАРОДЫША, ОТДЕЛЕННОГО ОТ АМНИОНА, ВИДЕН БОЛЬШОЙ ГЛАЗ.

Прежде чем проделать дырочку в скорлупе, я снизу осветила это яйцо электрическим фонариком и заметила внутри его пятно, большое и темное. Эмбрион двигался, и его тень виднелась в центре. Тогда я продырявила яйцо и увидела, что зародыш двигался в амнионе; амнион наполнен прозрачной жидкостью, в которой зародыш может двигаться более или менее свободно (фото вверху). Осмотрев эмбрион (фото внизу), я заметила кое-что новое: у него стал формироваться клюв и появились коготки.

СФОРМИРОВАВШИЙСЯ ЗА 12 ДНЕЙ ЗАРОДЫШ ПРИЛЕПИЛСЯ К ЖЕЛТКУ.

ЗАРОДЫШ ПРИКРЕПЛЕН К ТКАНИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ЕГО ПИТАНИЕ.

Через проделанное в скорлупе яйца отверстие я заметила, что у зародыша появилась и двигается одна ножка. После этого я направила луч электрического фонарика на эмбрион и, хорошо осветив его, увидела другую ножку, одно крылышко, клюв и оба глаза (фото вверху). Эмбрион двигался примерно раз в минуту. Выложив содержимое яйца на блюдо, я увидела амнион, желток, желточные сосуды и остаток белка. У зародыша, отделенного от амниона (фото внизу), можно было распознать и веки.

НА 14-Й ДЕНЬ В ЗАРОДЫШЕ УЖЕ ЗАМЕТНЫ КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ.

У ПОКРЫВШЕГОСЯ ПУШКОМ ЗАРОДЫША ВИДНЕЕТСЯ СЛУХОВАЯ ЩЕЛЬ.

Когда я впервые вскрыла это яйцо, эмбрион казался совершенно бесформенной массой (фото вверху). Но, рассмотрев зародыш через проделанное в скорлупе отверстие, я решила продолжить эксперимент и положила яйцо обратно в инкубатор с тем, чтобы установить, сколько времени проживет зародыш. Я оставила яйцо в инкубаторе на ночь. Утром зародыш оказался мертвым (фото внизу). У этого эмбриона, длиной примерно в две трети сантиметра, появилось оперение и еще совсем мягкие коготки.

ВЫЛУПЛИВАЮЩИЙСЯ ЦЫПЛЕНОК ПРОБИВАЛ СКОРЛУПУ В ТЕЧЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ ЧАСОВ. НО, НАКОНЕЦ ТРЕСНУВ, СКОРЛУПА ОЧЕНЬ БЫСТРО РАСПАЛАСЬ,

Долгожданный день наступил. Утром я взглянула на последние десять яиц и заметила, что на одном из них появились трещины. Чтобы пробить скорлупу, цыпленку пришлось изрядно поработать яйцевым зубом; зуб этот можно было видеть, глядя через отверстие в скорлупе. Я услышала писк и, прикоснувшись рукой к яйцу, почувствовала, что цыпленок стучал клювом по скорлупе. Все спустились вниз, и мы наскоро соорудили своего

рода эстраду, на которой я решила сфотографировать цыпленка, когда он вылупится. Примерно в час дня скорлупа начала быстро растрескиваться. По мере того как она распадалась, цыпленок стал высовываться наружу и в конце концов, сделав сильный рывок, вылез из яйца. Он был мокрым и совсем еще слабеньким, но все же пытался удержаться на ногах. На следующий день цыпленок обсох н стал хорошеньким и пушистым.

МОКРЫЙ И ВЗЪЕРОШЕННЫЙ, НО ЗДОРОВЫЙ ЦЫПЛЕНОК ВЫЛУПИЛСЯ ЗА ТРИ МИНУТЫ, НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ ОН УЖЕ БЫЛ СОВСЕМ СУХИМ (СПРАВА).