Буерами увлекаются только истинные энтузиасты этого спорта. Вся затея — облачение в термоизоляционный костюм, бешеная езда в январскую стужу на легком буере по замерзшему озеру — может показаться обывателю довольно странной. Однако 3000 американских буеристов, сосредоточившихся главным образом в южной части штата Висконсин, в районе называемом «Дайамонд», не представляют себе зимой более приятного времяпрепровождения. Интересно послушать первоклассного спортсмена Билла Перриго, живущего у озера Певоки, в излюбленном центре буеристов «Дайамонда»— территории между озерами Певоки, Дженива, Монона и Уиннебейго.

— Иной раз чудится, что сидишь в горящей сигнальной ракете, — говорит Перриго, описывая захватывающее дух чувство, которое одолевает его, когда он мчится на своем буере «Тэндерджет» со скоростью, доходящей до 160 км/час. — Чувствуешь, как натягивается снасть, как дрожит лодка… Но скорость настолько велика, что ее почти не ощущаешь.

Франк Трост, сосед Перриго, еще поэтичнее описывает езду на своей «Тускароре»:

— Буер оживает, начинает с вами разговаривать. Был я как-то на озере Делаван. Порывы бокового ветра достигали 80 км/час. Я ничего под собой не чувствовал, но «Тускарора» меня слушалась. Казалось, мы летим по воздуху; только ветер в тросах выл и свистал,— стоявшие на берегу рассказывали, что лодка ревела, как реактивный самолет, — а у меня в шлеме стоял такой гул, что я не слышал скрипа полозьев.

После заезда, от разлетавшихся во все стороны льдинок лицо Троста покрылось сотнями мельчайших порезов. Но такие мелочи его ничуть не тревожат. Как и многие буеристы, он не признает защитных масок. Он утверждает, что для определения скорости хороший буерист должен ощущать ветер на своем лице и улавливать его малейшие изменения, умело пользуясь ими для ускорения движения. Ради этого стоит и порезаться до крови!

Что же касается результатов гонок, то такой «кровопролитный» энтузиазм полностью оправдался для гонщиков вроде Троста, Пер-риго, Билла Маттисона и Джима Пэйтона, шкипера неугомонной «Мэри Б». Все четверо, как и Бад Мелджес с озера Дженива (Висконсин), часто выходят победителями на крупных состязаниях буеристов всей страны.

Чтобы озеро было годным для гонок, нужны устойчивые морозы, при которых образуется слой льда, способный выдержать буера весом в целую тонну, вроде «Мэри Б». Но мороз не должен быть и слишком сильным. Проводить соревнование при температуре ниже —12 градусов, чересчур холодно, и гонки, согласно установленным правилам, отменяются. С другой стороны, недопустима и оттепель. Небольшие полыньи не страшны ни буеру, ни гонщику, несущемуся со скоростью 100 км/час, но бывают чреваты неприятными «студеными» последствиями. Небольшое потепление, даже дождичек, когда

Переведено по особому разрешению журнала Спортс иллюстрейтэд (13 января 1958 г.). Авт. права: изд-ва «Тайм», 1958 г.

затягиваются трещины во льду, смывается снег и сглаживается поверхность, — идеальная погода для буеристов.  Немного ниже или выше нуля — вот лучшая температура для гонок: толстый прочный лед не тает, а покрывается тонким влажным покровом, обеспечивающим беспрепятственное скольжение полозьев. На таком льду и при ветре в 25 км/час буерист уже в 50 метрах от старта развивает на своем восьмиметровом буере 50 км/час. При слабом же ветре или на талом льду спортсмену приходится подолгу подталкивать буер, пока ему не удастся, разогнав его, вскочить на сиденье. В благоприятную погоду буер, разогнавшись, делает 105 км/час по ветру и около 65 км/час — против ветра. Обычно гоночный рейс совершается в два конца, а если есть и боковой ветер, то средняя скорость достигает 130 км/час. Семь квадратных метров паруса вздуваются, и буер несется по ледяному покрову озера в три-четыре раза быстрее ветра.

Но даже при наличии превосходного льда гонкам может помешать ряд обстоятельств: нет ветра — гонки отменяются; пойдет снег — теряется достаточная видимость; образуются ночью торосы — езда становится невозможной. Наконец, при самых идеальных условиях можно наехать на песок или пивные банки, оставшиеся после не боящихся зимы рыболовов, что грозит повреждением полозьев, которые с любовью часами шлифовались и натирались хозяином, и решает исход состязаний.

Да и сам спорт довольно опасный. Однако, для обитателей «Дайамонда», этих завзятых гонщиков, захватывающая дух езда по зеркальному ледяному покрову окупает все неполадки и опасности.

— Будто вам бросили вызов, — говорит Билл Маттисон. — Вы — один. Между вами и льдом всего несколько сантиметров. Вас охватывает необыкновенное чувство. Вы летите. Да, езда на буере — это нечто потрясающее!

 

Заслуженный чемпион «Мери Б» высоко взлетел, и отважным, не боящимся ни стужи, ни буйного ветра спортсменам стоит немалого труда удержать рвущийся вперед буер. «Мери Б» принадлежит к тяжелому классу буеров: она весит 1100 килограммов и стоит 18 ООО долларов.