За последние шестьдесят лет филантропия в Соединенных Штатах приобрела особый характер, совершенно отличный от традиционного представления о благотворительных пожертвованиях на предмет облегчения человеческой нужды. В этом факте отражаются коренные изменения в чувстве социальной ответственности, и его прямым последствием является возникновение огромного количества частных благотворительных фондов.

Организуемые на средства состоятельных лиц, желающих внести свой вклад в дело общественного благосостояния, фонды эти обычно располагают достаточно большими капиталами для проведения хорошо продуманных планов косвенной, но далеко идущей помощи широким слоям населения. Нельзя не признать, что американские благотворительные фонды дали замечательные результаты не только в Соединенных Штатах, но и во многих других странах.

В Америке насчитывается в настоящее время до 12 000 фондов, многие из которых возникли лишь в прошлом десятилетии. 129 фондов располагают капиталом в 10 000 000 долларов и больше каждый. Однако, несмотря на эти громадные средства, затраты частных фондов представляются незначительными по сравнению с огромными суммами, расходуемыми в Соединенных Штатах на социальные нужды. Объяснить это нетрудно: ведь если бы все 12 000 фондов решили в один прекрасный день истратить все свои деньги, т. е. 11 500 000 000 долларов, то их хватило бы, например, только на полгода работы американских школ. А те 625 000 000 долларов, что распределяются фондами ежегодно в качестве субсидий и стипендий, никак нельзя сравнить с 8 500 000 000 долларов, которые выплачиваются Федеральным правительством в виде пенсий и пособий старикам и инвалидам, вдовам и сиротам.

Эти цифры говорят о том, что, при нынешнем объеме федеральных и штатных затрат на социальные нужды, роль благотворительных фондов становится иной. Вместо прямой помощи нуждающимся, они сосредоточивают теперь главное внимание на исследовательской работе. Средства фондов поступают в распоряжение тех, кто способен сказать новое слово в деле предупреждения или устранения общественных язв и улучшения условий жизни человека. Ученые, писатели и художники Соединенных Штатов привыкли взирать на частные фонды с уверенностью в том, что задуманные ими работы встретят неизменно внимательное отношение и что поддержка со стороны какого-либо фонда всегда будет обеспечена наиболее достойному.

В будущем благотворительные фонды займут еще более видное место в культурной жизни страны. На это указывает их рост за последние годы: из 5000 крупных фондов 87 процентов было создано после 1940 года, и 2350 фондов возникло в 1950-х годах — в десятилетие, ознаменованное весьма заметным расширением их деятельности.

Обычно фонды намечают определенные широкие области, скажем, в медицине, в искусстве, в общественной жизни, в которых назревают важные задачи, а затем ищут организации, имеющие реальные планы разрешения этих задач. Обычно это означает сотрудничество с университетами и поддержку планов теоретических или опытных исследований, но вместе с тем фонды всегда готовы оказать помощь отдельным лицам, деятельность которых кажется им плодотворной (хотя лишь немногие программы субсидий отдельным лицам могут выдержать сравнение со щедрыми и многочисленными гуггенхеймовскими стипендиями).

Из 12 000 фондов около половины основано со специальными целями: таков, например, фонд вдовы Симона Гуггенхейма, ставящий своей задачей приобретение ценных картин для Музея современного искусства. Остальные фонды (в том числе большинство крупнейших) относятся к числу организаций «общего назначения», имеющих целью поднятие благосостояния везде, где только возможно. Рокфеллеровский фонд, например, считает своей задачей «содействие благополучию человечества во всем мире». Деятельность таких фондов действительно распространяется на весь свет, и они откликаются на любую актуальную задачу.

Из фондов общего назначения особенно выделяются по своим размерам и влиянию три: фонды имени Карнеги, Рокфеллера и Форда. Все они, как и менее крупные фонды, вроде созданных семьей Гуггенхейм, — носят имена виднейших американских промышленников. 

Старейший из трех названных фондов — «Карнеги корпорэйшн» — был основан в 1911 году сталепромышленником Эндрью Карнеги.

 

Миллионер и убежденный филантроп, он свято верил, что его обязанность — быть «попечителем нуждающихся, ибо ему вверена на некоторое время значительная часть растущего общественного богатства, с тем, чтобы он распоряжался ею на благо всех ближних».

 Двумя годами позже, руководясь такими же альтруистическими побуждениями, Джон Д. Рокфеллер основал Рокфеллеровский фонд, а в 1936 году Эдсел Б. Форд и его сын Генри Форд-младший создали «с научными, просветительными и благотворительными целями» крупнейший из всех фондов — Фордовский.

Характер оказываемой каждым из этих фондов помощи различен. Фонд Карнеги, например, стремится главным образом к улучшению народного просвещения и прежде всего — высшего образования. Он интересуется постановкой дела обучения одаренных студентов н недавно финансировал обучение библиотекарей в университете Ибадана, в Нигерии.

Рокфеллеровский фонд концентрирует свое внимание на исследованиях в области сельского хозяйства, биологии и медицины, главным образом в странах Латинской Америки. За время существования фонда около трети всех его субсидий пошло на исследовательскую работу вне Соединенных Штатов. Типичным мероприятием фонда было финансирование опытных агрономических станций в Чили и создание «банка плазмы» для кукурузных завязей в Мексике, где в результате гибридизации возникла угроза исчезновения местных сортов кукурузы. За последние годы интересы фонда расширяются, что выражается хотя бы в субсидиях первому в Соединенных Штатах центру по изучению электронной музыки н в оказании

помощи ученым, работающим над фундаментальной историей Верховного Суда Соединенных Штатов.

Но шире всех по охвату является деятельность Фордовского фонда, которому посвящен ряд иллюстраций на следующих страницах. Делая упор на социальные науки и изящные искусства, фонд за последнее время оказывает поддержку просветительной работе по телевидению, современной американской опере, экспериментальным методам подготовки учителей, а также участвует в финансировании недавно разработанного плана обмена преподавателями между американскими и советскими университетами. Большинство заграничных мероприятий фонда проводится на Ближнем Востоке и в Азии.

Как явствует из диаграммы на этой странице, народное просвещение по-прежнему получает наибольшую долю субсидий, раздаваемых вышеназванными и другими фондами совершенно самостоятельно и независимо друг от друга. В этом факте отражается высказанное много лет назад Эндрью Карнеги мнение о школах, как о «лестницах, по которым поднимаются стремящиеся к успеху». Большая часть помощи оказывается фондами в виде стипендий разного рода.

Следующее место в деятельности фондов занимает здравоохранение — это прежде всего помощь медицинскому образованию и больницам. Программы по социальному обеспечению включают поддержку молодежных организаций, общинных благотворительных сборов, (Окончание па стр. 22)

1 Получающая стипендию Фордовского фонда докторантка в физической лаборатории Йельского университета. Фонд выдает одаренным студентам 2000 стипендий, поощряя подготовку к преподаванию в высшей школе.

2 В целях популяризации произведений современных американских композиторов, Фордовский фонд поручил Роберту Мевсу написать симфонию, которую будут исполнять по крайней мере четыре больших оркестра.

3 Молодой адвокат, специализирующийся в Чикагском университете по правовым системам иностранных государств. Фордовский фонд субсидирует программы изучения международного права во многих университетах.

4 Два преподавателя — физик и математик — вместе ведут лекцию по электродинамике в колледже им. Остина (Техас). Ряд учебных заведении получает субсидии фонда на изыскания новых методов преподавания.

5 Аппаратная телевизионной станции Алабамского университета, откуда по стране транслируется девять просветительных программ. Фордовский (фонд субсидирует преподавание по телевидению в 59 районах страны.

6 Профессор из Нигерии ведет семинар по истории своей родины в Северо-Западном университете — одном из шести крупных учебных заведений, которые получают субсидии фонда на изучение африканских стран.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ (окончание) детских домов и санаториев, учреждений помощи инвалидам и нетрудоспособным. В научно-исследовательской работе ударение делается на биологические, затем на физические и социальные науки. Наконец, фонды расходуют крупные средства на изящные искусства, средства связи, на музыку, культурные развлечения и исторические работы — примерно, в указанном порядке.

Наиболее значительную часть субсидий фондов на религиозные нужды получают богословские институты. В области изучения административных вопросов помощь оказывается городским и районным планирующим учреждениям, организациям, имеющим целью лучшее осведомление граждан, органам общественного самоуправления. Что касается международных отношений, то здесь фонды в первую очередь ассигнуют деньги на изучение соответствующих проблем, затем на техническую помощь иностранным государствам и на обмен специалистами.

Частные фонды обязаны своим возникновением крупному успеху их основателей в промышленности и торговле — и их нынешние исключительные успехи объясняются сочетанием частной инициативы и чувства ответственности перед обществом.

Прежде всего, фонды совершенно независимы в своей работе. Создав фонд, жертвователь уже не может затребовать пожертвованные деньги обратно, и в дальнейшем они поступают в распоряжение правления, члены которого избираются из числа лиц, проявивших интерес к задачам фонда. Поэтому крупные средства благотворительного фонда распределяются правлением более беспристрастно и осмотрительно, чем мог бы это сделать жертвователь единолично.

Основной капитал фонда (который может включать и акции предприятий, как это имеет место в Фордовском фонде, владеющем значительной частью акций «Форд мотор компани») обычно остается неприкосновенным, и лишь доход с него идет на субсидии. Но бывают случаи, когда по установленным самим жертвователем правилам предусматривается полное израсходование фонда в течение определенного числа лет. В других случаях, как это было недавно с Рокфеллеровским фондом, правление имеет право, в дополнение к доходу, тратить также небольшую часть основного капитала. Такие моменты в работе фонда правление рассматривает как решающие и надеется в дальнейшем окупить затраченные средства.

Члены правлений фондов неизменно проявляют чувство высокой общественной сознательности. С помощью штата специалистов они тщательно изучают проекты, поступающие на их рассмотрение. Они всячески заботятся о том, чтобы средства фонда попадали в руки компетентных людей и чтобы задуманные работы приводили к положительным результатам. Вместе с тем они проявляют широту взглядов и восприимчивость к новым идеям, заслуживающим практической проверки. Такому положению вещей много способствует тот факт, что фонды являются не государственными, а частными организациями, сообразующимися только с намерениями их основателя, и поэтому могут ассигновывать деньги и на проекты, которые, возможно, не принесут никаких плодов.

Многие больницы и музеи, рассеянные по всей территории Соединенных Штатов, возникли в результате такой готовности фондов идти на риск. Тысячи талантливых людей обязаны своими достижениями субсидиям фондов. Хорошо известно, например, что современные методы социальной работы являются главным образом результатом усилий фонда имени Рассела Сейджа и что Чикагский университет (в свою очередь известный размахом исследований) был в значительной части построен на средства Рокфеллеровского фонда.

В ранние годы своего существования Рокфеллеровский научно-исследовательский медицинский институт разработал план мероприятий по здравоохранению и помог ряду тропических районов избавиться от малярии и желтой лихорадки. В Индии Фордовский фонд в 1952 году ассигновал средства на оздоровление и улучшение жизни в деревнях. Начав с 55 поселений, план этот охватывает теперь свыше полумиллиона деревень.

В деле оказания индивидуальной помощи талантливым лицам ни один фонд не может соперничать с вот уже двадцатипятилетней деятельностью «Фонда памяти Джона Симона Гуггенхейма». Стипендии этого фонда присуждаются сравнительно неизвестным ученым, писателям и художникам сроком на один год, в течение которого они могут заниматься всем чем угодно, ни перед кем не отчитываясь. Об умении работников фонда распознавать многообещающие таланты свидетельствует ряд ныне знаменитых людей (см. перечень справа), получивших в свое время стипендии фонда имени Гуггенхейма.

Чтобы показать, какое влияние оказывают благотворительные фонды на интеллектуальную жизнь Соединенных Штатов, достаточно привести два примера. Профессор Калифорнийского университета д-р Гарви Э. Уайт составил курс физики, передаваемый по телевидению в национальном масштабе; средства были ассигнованы Фордовским фондом, финансировавшим план расширения преподавания по телевидению. Художник Питер Блюм создал монументальное полотно «Вечный город» — едкую сатиру на Рим времен Муссолини; во время работы над картиной художник получал стипендию имени Гуггенхейма, а затем она была приобретена фондом миссис Гуггенхайм для нью-йоркского Музея современного искусства.

Отмеченные выше достижения позволяют надеяться, что в будущем частные благотворительные фонды станут, еще больше чем прежде, украшением американской филантропии. Залогом этого являются и конкретные результаты их деятельности, и — что столь же важно — их восприимчивость к новым идеям, способным улучшить и украсить жизнь людей, т. е. «содействовать благополучию человечества». Фонды взращивают две величайших ценности: одаренных людей и свободную мысль.

ФОНДЫ СОДЕЙСТВУЮТ ТАЛАНТАМ

Несколько бывших стипендиатов Гуггенхеймовского фонда

ТОЧНЫЕ НАУКИ

АРТУР Г. КОМПТОН (1926) Физик, известный своими работами в области рентгеновских и космических лучей; удостоен Нобелевской премии в 1927 г.

УИЛЛАРД ФРАНК ЛИББИ (1941) Профессор Чикагского университета по кафедре химии, член Комиссии по атомной энергии США с 1954 по 1959 г.

ГЕРМАН ДЖ. МЮЛЛЕР (1932) За работы в области генетики д-р Мюллер получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1946 г.

ДЖЕМС А. ВАН АЛЛЕН (1946) Открытые Ван Алленом в течение Международного геофизического года пояса излучений во внешнем пространстве носят имя этого исследователя космических лучей.

ГАРВИ Э. УАЙТ (1941) Талантливый профессор физики Калифорнийского университета и директор его Научного института имени Лоуренса.

НОР БЕРТ ВИНЕР (1926) Математик, признанный отцом современных исследований по кибернетике; заложил основы проектирования электронных вычислительных машин.

ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА

ПИТЕР БЛЮМ (1932) Этот выходец из России пишет в сугубо реалистическом стиле аллегории на политические темы; его картины выставлены во многих музеях США.

ААРОН КОПЛАНД (1925) Один из самых выдающихся современных композиторов Америки, автор симфоний, опер и балетов; получил стипендию, когда ему было 25 лет.

АНТОНИО ФРАСКОНИ (1952) Уроженец Уругвая, Фраскони несмотря на свою молодость — один из известнейших граверов США; его работы можно встретить на всех важнейших выставках.

ДЖЕК ЛЕВИН (1945) Бостонец по рождению, художник нередко высмеивает в своих работах американское общество.

ДЖАН-КАРЛО МЕНОТТИ (1946) Композитор, пишущий камерную музыку и оперы; его опера «Святая с Бликер-стрит» была удостоена премии Пулицера и награды нью-йоркского Кружка театральных критиков.

ВЛАДИМИР НАБОКОВ (1943) Романист и поэт, русский по происхождению, пользуется славой замечательного стилиста; автор «Пнина», «Лолиты» и ряда других романов и повестей.

ИСАМУ НОГУЧИ (1927) Влиятельный скульптор и художник; гуг-генхеймовскую стипендию получал молодым человеком, работая в парижской мастерской Константина Бранкуси.

РОБЕРТ ПЕНН УОРРЕН (1939) Получил две премии Пулицера: в 1947 г. — за роман «Подданные короля» и в 1958 г. — за сборник стихотворений.

ЛИТЕРАТУРА И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

ПОЛЬ Г. ДУГЛАС (1930) Бывший профессор-экономист и специалист по взаимоотношепинм между предпринимателями и рабочими; с 1948 г. — член Сената США от Иллинойса.

ДЖОН КЕННЕТТ ГАЛБРЭТ (1955) Экономист и общественный деятель, вдумчивый обозреватель американской экономической жизни; его нашумевшая книга «Общество в стране изобилия» вызвала оживленные споры.

АЛЬФРЕД КЕЙЗИН (1940) Критик и редактор сборников литературных произведений; постоянный сотрудник ряда журналов.

ЭЛИЗАБЕТ СТИВЕНСОН (1951) Получая стипендию имени Гуггенхайма, она работала над Биографией Генри Адамса» — над первым (удостоенном премии) строго научным трудом об ученом историке.

ЭДМУНД ВИЛЬСОН (1935) Многосторонний и влиятельный американский литератор: беллетрист, поэт, драматург, критик и историк.