Церемония инаугурации перед зданием Капитоля знаменует вступление в должность нового Президента Соединенных Штатов. На торжество собираются тысячи людей, и миллионы американцев слушают по телевидению инаугурационную речь нового Президента.

Покидающий должность Президент Соединенных Штатов совершает свой последний официальный акт 20 января: он сопровождает нового избранника на торжественную церемонию инаугурации, предшествующей вступлению в должность нового Президента. Традиционный кортеж проходит свыше полутора километров по тенистому Пенсильвания-авеню, от Белого Дома, резиденции Президента, до холма, на котором стоит здание Конгресса США, где и происходит инаугурация. Это короткое шествие наглядно показывает американскому народу, что кончается один период политической жизни и начинается другой, когда бразды Федерального правительства берет новоизбранный Президент со своим административным аппаратом.

Если даже новый Президент принадлежит к той же политической партии, что и его предшественник, вызванная ноябрьскими выборами смена руководства все же предвещает значительные изменения в характере управления, особенно в основных политических установках. В то же время, однако, перемена власти не нарушает бесперебойной работы правительства, гарантируя американскому народу неприкосновенность его традиционных прав и свобод.

Со времени своего избрания в ноябре предшествующего года, новый Президент занялся составлением собственного административного аппарата, намечая назначения членов правительства, руководителей федеральных ведомств и других высших должностных лиц. По вошедшему в традицию вежливому обычаю, старый Президент приглашал его на ряд конфиденциальных совещаний с членами своей администрации. Вступающий в должность Президент советовался также с лидерами Конгресса и другими важными официальными лицами при подготовке своей вступительной речи. В этой речи он указывает свои главные цели и те принципы, которыми он будет руководствоваться для их достижения. Таким образом, ко времени инаугурации новая администрация уже готова совершенно безболезненно перенять власть в стране.

СУД И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Из трех основных властей — законодательной, исполнительной и судебной — смена правительства меньше всего отражается на последней. Члены Верховного Суда США назначаются Президентом пожизненно, без учета каких-либо политических соображений, и заменяются новыми только в случае смерти или выхода в отставку. Одна из функций Верховного Суда — высшей апелляционной инстанции в стране — состоит в том, чтобы решать, соответствуют ли Конституции те или иные законы, принятые Конгрессом США. Таким образом, можно сказать, что власти исполнительная и законодательная находятся под значительным контролем Верховного Суда, члены которого, благодаря продолжительному пребыванию в должности, придают этому учреждению характер стабильности и глубокого достоинства, соответствующий его высоким целям.

ТРИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНА ВЛАСТИ, установленных Конституцией, отвечают меняющимся потребностям и чаяниям американцев, не нарушая при этом традиций преемственности, столь важной для демократии. Законодательный орган, двухпалатный Конгресс, принимает законы страны. Исполнительный орган проводит законы в жизнь; глава правительства, Президент, в соответствии с программой его партии, определяет законодательную и внешнюю политику страны. Судебные органы власти, Верховный Суд и другие федеральные суды, истолковывают принятые Конгрессом законы и следят за их исполнением. При выборах членов Конгресса, проводимых по избирательным округам, и Президента, выбираемого всей страной, избиратели выражают свою точку зрения по местным и общегосударственным вопросам. Даем краткое описание того, что остается неизменным и что меняется в органах власти в результате выборов.

КОНГРЕСС. Каждые два года переизбираются все 435 членов Палаты Представителей и лишь одна треть из ста членов Сената (срок полномочий отдельных сенаторов — шесть лет).

ГЛАВА ПРАВИТЕЛЬСТВА — Президент — и Вице-президент выбираются народом на четыре года. По 22-й поправке к Конституции Президент не может быть избран более двух раз подряд.

ВЕРХОВНЫЙ СУД. Члены Верховного Суда несменяемы и служат всю жизнь. В случае смерти или ухода в отставку кого-либо из них, Президент с согласия Сената назначает нового члена Суда.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МИНИСТЕРСТВА. Президент с согласия Сената назначает членов Кабинета, возглавляющих отдельные министерства, с помощью которых глава правительства руководит жизнью страны. Среди министерств имеются: Государственный департамент, Министерства земледелия, труда, а также здравоохранения, просвещения и социального обеспечения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ВЕДОМСТВА. Выполняют функции, не охваченные деятельностью министерств (Управление по делам ветеранов войн, Управление жилищного строительства, Комиссия по регулированию междуштатной торговлей и др.). Президент с согласия Сената назначает глав ведомств на срок своего пребывания на посту или же на более длительное время.

ВЫСШИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА. С новым правительством в министерствах и ведомствах сменяется ряд должностных лиц (заместители министров, члены правительственных комиссий, дипломаты и др.), что позволяет Президенту проводить в жизнь намеченную политику. Часть должностных лиц назначается Президентом, часть — главами министерств и ведомств.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ. В распоряжении правительства имеется большой штат ученых, различных специалистов, канцелярских служащих, рабочих и др., выполняющих управленческие и научно-исследовательские функции. С приходом нового правительства состав служащих не меняется; их назначение и продвижение по службе зависит от способностей.

Принеся присягу, Президент в торжественной процессии следует к Белому Дому. Парад заканчивается; новый Президент приступает к исполнению сложных обязанностей главы государства.

С другой стороны, Конгресс немедленно же отражает перемену политических настроений избирателей, высказавшихся во время ноябрьских выборов. Вся Палата Представителей и треть Сената переизбираются каждые два года, что приводит к значительным переменам в руководстве нового Конгресса. Партия, получившая большинство в той или другой палате, контролирует ее организацию и, в частности, выдвигает из своей среды председателей различных комиссий, оказывающих большое влияние на работу обоих законодательных органов.

Меняющийся состав Конгресса служит залогом быстрого отклика законодательной власти страны на изменения в стремлениях и потребностях народа, тогда как существенное постоянство целей и форм деятельности обеспечивает мирный и организованный характер прогресса. Такое сочетание перемен с преемственностью — свободная борьба различных точек зрения в рамках общего единства — и есть душа американской политической системы. Оно является ключом к той своеобразной партийной системе, которая и восхищает, и ставит в тупик многих иностранных наблюдателей. Говоря словами Джона Фишера, политического обозревателя и главного редактора влиятельного журнала «Харперс», «историческая роль американских партий не в том, чтобы разделять людей с различными воззрениями на сплоченные и дисциплинированные группы, а в том, чтобы объединять их. Продиктовано это прямой практической необходимостью. Если бы в дополнение к другим центробежным силам, действующим в стране, американцы еще попытались разделиться по идеологическому признаку на партии, то им, вероятно, не удалось бы вообще сохранить единство нации. «Отцы Конституции» прекрасно это понимали — недаром Вашингтон предостерегал против «фракционности». В борьбе за власть американская политическая партия стремится объединить вокруг себя возможно большее количество группировок с различными интересами. Такое объединение основывается на компромиссе, а не на догме. Чтобы достигнуть успеха, партия должна заручиться поддержкой значительного числа избирателей — левых и правых, богатых и бедных, протестантов и католиков, фермеров и промышленных рабочих, коренных американцев и иммигрантов».

Зависимость обоих главных партий от воли огромного большинства народа и стремление их выполнить эту нолю служат для избирателя

гарантией того, что, какая бы партия ни пришла к власти, американский идеал «свободы в рамках законности» останется неизменным.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Наиболее явно и наглядно перемены и — как это ни звучит парадоксально — преемственность проявляются в органах исполнительной власти, к которым относится не только Президент со своими ближайшими сотрудниками, но и обширный административный аппарат федеральных министерств и ведомств. Было время, когда при каждой смене правительства к ним широко применялось древнее правило: «добыча принадлежит победителю». Многих государственных служащих немедленно же заменяли ставленниками победившей партии, почти не считаясь с их пригодностью для данной работы и с ее общими задачами. Политические деятели смотрели на жалование из государственной казны как на средство наградить людей, оказавших им особые услуги во время избирательной кампании.

Для борьбы с такими злоупотреблениями был в 1881 году проведен закон о государственной гражданской службе. Этот закон, — Акт Пенделтона», неоднократно изменявшийся и дополнявшийся впоследствии, — установил твердые правила приема на государственную службу для большинства должностей. Федеральные служащие разделяются с тех пор на разряды и назначаются на соответствующие посты из числа лиц, получивших высшие отметки на открытых для всех экзаменах. В результате, положение государственных служащих значительно упрочилось; это привлекает на гражданскую службу более квалифицированный персонал и обеспечивает бесперебойное функционирование административных органов исполнительной власти.

Небольшое число высших должностей в правительственном аппарате по-прежнему замещается в особом порядке и обычно переходит из рук в руки при очередной смене администрации. Однако такие перемены касаются теперь лишь незначительной части всех лиц, состоящих на государственной службе. Не считая глав министерств и ведомств, в эту категорию входят их первые и вторые заместители, начальники отделов, члены правительственных комиссий и дипломаты высших рангов. Многие из них назначаются самим Президентов, другие — членами его Кабинета. 

От этих высших должностных лиц зависит разработка и проведение в жизнь политической программы правительства. Они обсуждают планы и проекты, прислушиваются к голосу широкой общественности. Вместе с Президентом и Вице-президентом они придают каждой новой администрации ее особые черты, ее своеобразный характер. Порядок назначения на указанные должности остался прежним в силу тех соображений, что для успешной совместной работы ближайшие сотрудники Президента или какого-либо министра должны разделять его точку зрения и сочувствовать его целям. Такое положение создает единство в правительстве и помогает точнее формулировать и лучше проводить в жизнь политику Президента.

Пока идут приготовления к организованной передаче власти от старого правительства новому, город Вашингтон принимает праздничный вид. Места в отелях, ресторанах и театрах распроданы за целые месяцы вперед, так как в столицу стекаются тысячи приезжих, желающих увидеть важнейшее в ее жизни событие — вступление в должность нового Президента. Балы, парады и частные приемы сменяют друг друга. Все проникнуты волнующим и гордым сознанием великих исторических традиций страны. Когда торжественный кортеж трогается, густые толпы людей, теснящихся на тротуарах, и миллионы зрителей, наблюдающих за ним по телевидению, еще раз ощущают эти традиции и дыхание любимой свободы, видя, как свободно избранные представители народа готовятся занять место у руля государственного корабля,

ПРОЩАНИЕ С БЕЛЫМ ДОМОМ

Дуайт Дэвид Эйзенхауэр, тридцать четвертый Президент Соединенных Штатов, в этом месяце слагает с себя президентские обязанности, когда-то охарактеризованные им как «по существу бесконечные». По тем огромным полномочиям и ответственнейшим обязанностям, с которыми она связана, должность Президента не имеет себе равных в мире. Люди, занимавшие этот пост, покидали его со смешанными чувствами радости и сожаления. Ниже мы приводим несколько высказываний бывших Президентов, сделанных ими при уходе.

ДЖОРДЖ ВАШИНГТОН (1789-1797): «Наконец-то я стал частным гражданином на берегу Потомака, среди родных рощ и лугов, вдали от шума военного лагеря и дворцовых интриг. Отныне я буду взирать на суетливый мир со спокойным безразличием и безмятежной ясностью ума, для чего нет времени ни у жаждующего славы солдата, ни у государственного деятеля».

ДЖОН КУИНСИ АДАМС (1825-1829): «Пройдут три дня — и я вернусь в частную жизнь, перейду на положение старика, живущего в отставке, хотя отнюдь не на покое . . . ибо у меня есть обязанности перед моей родиной, которые я должен исполнить».

ТЕОДОР РУЗВЕЛЬТ (1901-1909): «Вряд ли кто-нибудь больше нашего наслаждался пребыванием в Белом Доме, но мы покидаем его без боли в сердце, ожидая от жизни еще немало радостей».

УИЛЛЬЯМ ХАУАРД ТАФТ (1909-1913): «С нетерпением и чувством полного удовлетворения ожидаем мы 4 марта [день вступления в должность нового Президента в 1913 г.], когда уедем в Огасту и будем отдыхать там целый месяц . . . Не сомневаюсь, что потом нами овладеет тоска по былому величию и желание разделять ответственность, принести пользу в делах большого масштаба».

ГАРРИ С. ТРУМАН (1945-1953): «Когда скончался Франклин Рузвельт, я чувствовал, что найдется, пожалуй, миллион людей, способных лучше меня выполнять президентские обязанности. Однако работа выпала на мою долю, и я должен был с ней справиться. Поэтому я постарался сделать все, что было в моих силах». Позже, в менее серьезном настроении, занимаясь разборкой бумаг на президентском столе, Труман сказал: «Знай я, сколько тут возни с упаковкой, я бы снова баллотировался в Президенты».