Вступая в апреле этого года в третий навигационный сезон, Морской путь Святого Лаврентия («Америка» № 10) начинает оправдывать громкое название «четвертого океанского побережья», данное ему еще до окончания строительства. Самоходные баржи грузоподъемностью до 22 500 тонн перевозят руду и зерно между Великими озерами и портами реки Святого Лаврентия. А океанские торговые суда, поднимающие до 7650 тонн груза, курсируют между Великими озерами и портами тридцати с лишним стран, связывая центральную часть Северной Америки с мировым рынком.

Морской путь проложен общими усилиями Канады и Соединенных Штатов, и обе страны совместно руководят его работой. Строительство Морского пути было самым грандиозным предприятием в Америке со времени сооружения Панамского канала. На смену системе старых мелких каналов и шлюзов пришла новая водная магистраль в 3800 километров. Морской путь, частью которого служит старый Уэлландский канал, дает возможность судам преодолевать разность уровней в 165 метров — небывалая цифра для глубоководного пути.

В 1959 году — последнем, за который имеются полные данные, — около 3500 судов прошло вниз по течению и до 4000 — в обратном направлении; общий грузооборот превысил 20 миллионов тонн. Цифры тоннажа за апрель-июнь 1960 года оказались выше соответствующих цифр 1959 года на 20,7%. Грузооборот за всю навигацию 1960 года составил, по предварительным подсчетам, 25 миллионов тонн.

УЭЛЛАНДСКИЙ КАНАЛ, на канадской территории, обходит Ниагарский водопад. Восемь шлюзов поднимают и опускают суда на 98 метров. Канал был в основном закончен в 1932 году.

РЕКОРДНОЕ КОЛИЧЕСТВО грузов пропустил за первый год порт Аштабьюла (Охайо), затмив все остальные порты Морского пути в США, Основные грузы: известняк, соль, уголь, руда.

НОЧЬЮ движение по Морскому пути не прекращается. На фото: Пройдя под Международным мостом, грузовое судно приближается к шлюзу.

Собственно Морским путем называется участок в 300 километров от озера Онтарио до Монреаля, на протяжении которого уровень воды в реке Святого Лаврентия понижается на 68 метров. Четыре года работали люди и машины над постройкой новых шлюзов и углублением старых каналов, переместив за это время 165 миллионов тонн глины, горных пород и ледниковых отложений.

Сейчас существует 15 шлюзов: восемь в Уэлландском канале, остальные — ниже по течению. Наименьший из них — 230 м длиной, 24 м шириной и 9 м глубиной. В дополнение к существовавшим ранее местным гидростанциям общей мощностью в 4 000 000 л. с., построена еще одна на 2 400 000 л. с. . Новую электроэнергию поделят поровну Канада и Соединенные Штаты. Часть ее пойдет на заводы в г, Массена (Нью-Йорк), производящие различные алюминиевые изделия, в том числе, например, автомобильные детали.

САМОХОДНЫЕ БАРЖИ причаливают и быстро разгружают руду у сталелитейных заводов в Лорейне

(Охайо). Большие баржи, плавающие по Великим озерам, достигают 215 м в длину и 22,5 м в ширину.

Новая гавань Морского пути в Кливленде, рядом со стадионом бейсбольной команды (слева), неподалеку от самого высокого здания города.

ВАГОНООПРОКИДЫВАТЕЛИ в Толедо (Охайо) высыпают уголь одновременно из двух полувагонов на конвейер, загружающий баржи, Толедо, крупный

порт, специализировавшийся на погрузке битуминозного угля, сейчас строит элеваторы, собираясь занять ведущее место и в перевозке зерновых грузов.

РЕКА СЕНТ-КЛЕР между озерами Гурон и Эри отделяет канадский город Сарния (вверху) от порта 

Гурон в Мичигане. На переднем плане: Цемент грузится е завода прямо на суда.

Сейчас в работе Морского пути учтен опыт первых лет навигации. Гавани расширяются, погрузочно-разгрузочные работы еще больше механизируются. Улучшения в Уэлландском канале помогли устранить заторы, и время прохода судов от центров хлебной торговли в северо-западной части Великих озер до Монреаля сократилось в среднем на двадцать часов.

Основную массу грузов, перевозимых между Соединенными Штатами и Канадой, по-прежнему составляют уголь, железная руда, зерно, известняк и газетная бумага. Сейчас грузооборот увеличивается за счет железной руды, доставляемой из новых разработок Квебека и Лабрадора на сталелитейные заводы в Гэри (Индиана), Чикаго и других промышленных центрах. Растут перевозки грузов из самого сердца Америки прямо за океан. Экспортируются главным образом зерно, железо и сталь, древесная масса, руда, нефтепродукты, льняное семя и промышленные товары.

Четыре месяца в году Морской путь скован льдом. Но с апреля по декабрь суда идут по нему днем и ночью, соединяя Великие озера с океанами всего мира.

ШВЕДСКИЕ ПАРОХОДЫ выгружают сталь и машины на реке Калюмет в Чикаго. До открытия Мор-

ского пути Св. Лаврентия океанским судам приходилось разгружаться в атлантических портах.

ЧИКАГО, самый крупный порт Великих озер, улучшает эту пристань и другие сооружения.